Электронные счета-фактуры: что смущает налогоплательщиков?
Корякина Алёна, системный аналитик ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ»
Уже больше года прошло с того момента, как в нашей стране появилась возможность обмениваться электронными счетами-фактурами. Преимущества обмена документами, применяемыми в расчетах по НДС, в электронном виде по ТКС очевидны: сэкономить «на бумаге» можно до нескольких процентов выручки компании. В особенности это важно для крупных компаний с существенными объемами документооборота, которые тратят на обработку, пересылку и архивное хранение документов немалые суммы. Кроме того, применение электронных счетов-фактур создает условия для снижения количества ошибок в налоговых документах, а значит, и сокращения количества случаев отказа в вычете по НДС. Снижаются и расходы на внутренний аудит хозяйственной деятельности компании. Однако на деле все не так просто – несмотря на явные плюсы безбумажного обмена счетами-фактурами, переходить на него налогоплательщики пока не торопятся. Что мешает российским компаниям внедрить электронные счета-фактуры в свою работу?
В мае 2012 года ФНС выпустила Приказ от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138@, который утвердил официальные форматы электронного счета-фактуры и других документов, применяемых в расчетах по НДС. Внедрение юридически значимого электронного документооборота (ЭДО) счетов-фактур нашло положительный отклик у мирового сообщества – по качеству налогового администрирования наша страна значительно поднялась в международных рейтингах. Однако на сегодняшний день активно обмениваются электронными счетами-фактурами не так много налогоплательщиков. По итогам заседания Дискуссионного клуба ФНС и бизнеса «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» выяснилось, что участниками электронного обмена счетами-фактурами за прошедший год стали немногим более 100 тыс. налогоплательщиков.
Заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров в интервью телеканалу «Россия 24» прокомментировал ряд вопросов по электронным счетам-фактурам, в том числе почему данный инструмент пока не нашел широкого применения в нашей стране. Большинство налогоплательщиков привыкло работать с расчетами по НДС на бумаге, и причина кроется не только в консервативном подходе бухгалтеров. Дело в том, что законодательством установлены жесткие сроки, в которые налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру. Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется не позднее 5 календарных дней с момента отгрузки товара.
Препятствия популярности электронных счетов-фактур
В рамках традиционного, бумажного документооборота налогоплательщики могут манипулировать датами выставления счетов-фактур. Необходимость этого обусловлена рисками, которые возникают при выставлении счетов-фактур на стыке кварталов. Если товары отгружены в одном отчетном периоде, а счет-фактура поступил покупателю от поставщика в другом, у покупателя могут возникнуть проблемы с получением налогового вычета по НДС. Дата выставления и дата получения документа в такой ситуации находятся в разных периодах. В каком периоде возникает право на налоговый вычет при совершении операций на стыке кварталов – вопрос спорный, позиции контролирующих органов и ВАС РФ по нему не сходятся, что также повышает налоговые риски.
При переходе на электронный документооборот срок выставления счета-фактуры зафиксирован, и менять даты налогоплательщики не могут. Именно за счет этого пока и не происходит массового перехода на электронный обмен счетами-фактурами, компании предпочитаются работать по старинке, считает Ян Ветров, заместитель руководителя управления компании СКБ Контур.
Даниил Егоров отметил, что при решении проблемы сроков выставления и получения счетов-фактур государство могло пойти одним из двух путей: «закрутить гайки» и более строго отслеживать бумажный документооборот, либо создать удобную систему двух видов документооборота. Задачу налоговых органов он видит в том, чтобы эта система позволяла принять к учету счет-фактуру уже при покупке.
Льготы при переходе на ЭДО: мечта или реальность?
Государство могло бы создать налогоплательщикам стимулы для перехода на обмен электронными счетами-фактурами, например, ввести налоговые преференции. Такую мысль озвучил Игорь Зеленко, коммерческий директор компании «КОРУС Консалтинг СНГ». Однако замруководителя ФНС высказался отрицательно относительно подобных стимулирующих мер в сфере электронного обмена счетами-фактурами между налогоплательщиками. Он пояснил, что создание стандартизированной системы налоговых преференций в данном случае представляется затруднительным, поскольку ситуация каждой конкретной компании, решившей перейти на электронный документооборот, будет сугубо индивидуальной.
В качестве меры стимулирования развития электронного документооборота счетов-фактур, по мнению Даниила Егорова, может выступать осуществление государственных закупок с использованием электронных документов. Мировая практика показала, что электронный документооборот внедряется не за один день, а постепенно проникает в хозяйственную жизнь: сначала, как правило, крупная компания (например, ритейлер) полностью переходит на электронные документы, за ней следуют ее контрагенты. Затем подключается государство и вводит такие меры, как электронный документооборот по госзакупкам. Со временем всё больше и больше компаний начинают пользоваться электронными документами, и в какой-то момент, когда в компании одновременно функционирует и бумажный, и безбумажный документооборот, первый неизбежно устаревает.
Унификация всех электронных документов: за и против
На сегодняшний день далеко не все документы можно передавать в электронном виде, а лишь те, для которых разработаны форматы. Но реалии хозяйственной жизни зачастую создают потребность в передаче по ТКС тех документов, для которых формата пока нет. При переходе на безбумажный документооборот компаниям приходится придумывать свои виды электронных документов. Например, единый Акт приема товарно-материальных ценностей. В будущем это может привести к существенной разнородности электронных документов, используемых разными компаниями. Такую проблему обозначил Анатолий Миклашевич, исполнительный директор НП «РОСЭУ». Выходом из ситуации может стать унификация таких документов.
Замруководителя ФНС выразил мнение, что возвращаться к такой системе, при которой государство создает обязательные для применения унифицированные формы, неразумно. Задачу государственных органов он видит в том, чтобы предложить бизнесу некий стандарт документа, носящий рекомендательный характер, чтобы компании могли по желанию применять его, вносить необходимые дополнения. Информация из таких документов должна удобно заноситься в учетные системы налогоплательщика, его контрагентов и налоговых органов.
Даниил Егоров напомнил, что единый документ, который объединит функции счета-фактуры и первичного учетного документа, будет носить исключительно рекомендательный характер, то есть налогоплательщиков никто не сможет обязать использовать его в работе. Единый документ подходит как для целей налогообложения НДС и налогом на прибыль, так и для целей бухгалтерского учета. Использование одного документа вместо нескольких разных позволит упростить документооборот компаний и сократить его объемы. Предложенная ФНС форма единого документа, разработанная с учетом мнения научного и бизнес-сообщества, на текущий момент одобрена Министерством финансов с некоторыми замечаниями.
Отчетность по НДС станет только электронной
Напомним, что с 2014 года все налогоплательщики НДС переходят на подачу деклараций по этому налогу в электронном виде. Такие изменения внес Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ. Примечательно, что касается это также и тех субъектов, которые не являются налогоплательщиками НДС, или освобождены от уплаты данного налога, или реализуют товары, работы, услуги, операции по реализации которых не облагаются НДС. Перечисленным субъектам придется сдавать электронную отчетность по НДС, если они выставили покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС. Даниил Егоров заметил, что большинство налогоплательщиков, а именно, около 80%, на сегодняшний день уже сдает декларации по НДС в электронном виде.
Кроме того, с 2015 года в составе электронной отчетности по НДС будут представляться некоторые показатели книги покупок и книги продаж. По словам замруководителя ФНС, это необходимо для того, чтобы у налоговых органов было четкое представление о существующих на рынке операциях, а также для повышения прозрачности правоотношений между налогоплательщиками и между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Электронным счетам-фактурам быть?
Несмотря на объективные препятствия, мешающие активному использованию электронных счетов-фактур в российской хозяйственной практике, первые шаги в этом направлении успешно делаются уже сейчас. Так, в середине сентября 2013 года было заключено первое роуминговое соглашение по внедрению обмена электронными счетами-фактурами между операторами электронного документооборота. Ряд крупных компаний сферы ритейла, производства продуктов питания и потребительских товаров уже запустили электронный документооборот счетов-фактур, в том числе с применением технологии роуминга.
Компания «ОВИОНТ ИНФОРМ» предлагает свои программные решения, позволяющие подготовить для отправки в электронном виде, хранить и просматривать счета-фактуры и первичные учетные документы. Программа «Баланс-2: Счета-фактуры Плюс» позволяет готовить электронные счета-фактуры и иные документы налогового учета в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 26.12.2011 № 1137, а также накладные, акты, счета и другие первичные документы. Интегрированная с ней программа «Баланс-2: Хранение и обмен электронными документами» позволяет обмениваться счетами-фактурами и первичными учетными документами с контролирующими органами и контрагентами, надежно хранить документы и удобно работать с их архивом. Файл-менеджер «Баланс-2: Просмотр электронных документов» дает возможность просматривать электронные юридически значимые документы, в том числе счета-фактуры, проверять корректность электронных подписей и целостность комплектов документов.
Обмен счетами-фактурами и первичными документами в электронном виде имеет безусловное преимущество перед традиционной системой документооборота – снижение расходов налогоплательщика. В то же время большая его прозрачность выступает для экономических субъектов недостатком, который на данный момент более весом, чем перспектива сэкономить. Войдет ли постепенно электронный документооборот в хозяйственную жизнь российских налогоплательщиков или от государства потребуются дополнительные стимулы? Покажет лишь время.