Интернет-отчетность. Какого оператора предпочесть
Автор: Валентина Белова, корреспондент «УНП» По материалам газеты «Учет.Налоги.Право», выпуск №14, 08-14 апреля 2008 г.
Передачей отчетности по телекоммуникационным каналам связи в столице и Подмосковье занимаются три оператора связи: ООО «Такском», ЗАО «ПФ "СКБ Контур", ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ».
Каждая из перечисленных компаний регулярно внедряет новые услуги для клиентов. На особенностях и новинках программного обеспечения каждого оператора остановимся подробнее.
Сразу скажем: спецоператоры Московского региона не ограничиваются только электронной налоговой отчетностью. Через интернет можно также сдать отчетность в ПФР и органы статистики.
Оператор «ОВИОНТ ИНФОРМ», программа «Баланс-2W Экстерн»
На что делает упор оператор: программа создана на базе продукта, с помощью которого инспекторы проводят камеральные проверки. «Баланс-2W Экстерн» был создан группой разработчиков программного продукта «Налог-2 Москва», в котором столичные инспекторы обрабатывают полученную отчетность.
По словам Владимира Виноградова, заместителя генерального директора «ОВИОНТ ИНФОРМ», пользователям программы предоставляется возможность увидеть подготовленную для отправки в ИФНС отчетность «глазами инспектора». Это преимущество программы подчеркивает и тот факт, что в продукте реализован модуль «Камеральная проверка». То есть бухгалтер, прежде чем отправить отчетность по интернету, может протестировать формы на правильность. Причем так, как это делают столичные налоговики. Модуль «Камеральная проверка» выдаст перечень ошибок или сообщение о том, что погрешностей не найдено.
Новые услуги: передача отчетности в ПФР, передача бухотчетности в Росстат, региональный сервис в Москве, учитывающий местные особенности.
ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ» совместно со своими партнерами с начала 2008 года предоставил пользователям возможность сдавать бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи в органы статистики. Существенно доработаны алгоритмы расчетов и проверок форм отчетности.
Для московских компаний появилась новинка — информация о ставках региональных налогов и местных коэффициентах учитывается при заполнении форм автоматически. А для компаний других регионов существует возможность ввести необходимые значения в специальные справочники вручную один раз и впоследствии с их помощью заполнять декларации и проверять их.
Планы на ближайшее будущее: региональный сервис в Подмосковье, учитывающий особенности местного законодательства.
Сейчас компания работает над региональным сервисом для пользователей Подмосковья и ряда других регионов. Как только он будет реализован, отчетность компаний в Московской области будет автоматически заполняться в программе «Баланс-2W» с учетом местных и региональных налогов.
Оператор «СКБ Контур», программа Контур.Экстерн
На что делает упор оператор: обновления форм отчетности и сервисов автоматически у всех клиентов. Заполнение форм отчетности поддерживается на сервере ЗАО «ПФ "СКБ Контур"», а не на рабочем месте клиента.
По мнению Леонида Волкова, заместителя генерального директора компании, это принципиальное преимущество по сравнению с программными продуктами других операторов. Ведь подход on-line (еще этот принцип называют «тонкий клиент») позволяет быстро обновлять формы отчетности, причем одновременно у всех клиентов. Пользователям не приходится скачивать какие-либо обновления с сайта или вносить корректировки в настройки программы Контур.Экстерн вручную.
По сути, у пользователей нет обособленной программы — отчетность заполняется через сервер. Поэтому, как только формы обновляются на сайте оператора, они автоматически становятся доступными для всех клиентов.
Новые услуги: передача отчетности в ПФР, передача бухотчетности в Росстат, доступ к ЕГРЮЛ.
Подход on-line, который реализуется оператором, позволяет оперативно внедрять новые услуги. С 2008 года стало возможным отчитываться через «Контур-Экстерн» в Пенсионном фонде. Через ЗАО «ПФ "СКБ Контур"» по итогам 2007 года по всей стране отчиталось 35 тыс. страхователей (по всем операторам связи этот показатель составил 50 тыс.), из них по Москве — 5500, в Подмосковье - 1900.
В этом же году у столичных и подмосковных компаний появилась возможность сдавать через оператора бухгалтерскую отчетность в Росстат, а также статистическую форму № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации».
Еще один сервис, реализованный ЗАО «ПФ "СКБ Контур"» в 2008 году, — «Доступ в ЕГРЮЛ». Эта услуга позволяет пользователям получать электронные выписки из ЕГРЮЛ по любому контрагенту довольно простым способом - нужно ввести в базу только ИНН или ОГРН.
Планы на ближайшее будущее: сервисы «АнтиРейдер», «Профессиональная консультация». Летом у оператора появится два новых сервиса — «АнтиРейдер» и «Профессиональная консультация».
Первая услуга позволит пользователям получать в автоматическом режиме уведомления о том, поступали ли в инспекцию от посторонних лиц заявления об изменении сведений о компании в ЕГРЮЛ. А сервис «Профессиональная консультация» будет содержать консультации специалистов-практиков - аудиторов, юристов.
Оператор «Такском», программа «Такском-Спринтер»
На что делает упор оператор: безопасность информации. Принцип программы - все операции по подготовке отчетности (в том числе проверка и шифрование) происходят не на сервере компании, а на рабочем месте клиента.
По мнению Екатерины Самойловой, руководителя управления маркетинга и качества ООО «Такском», именно благодаря этому принципу достигается стопроцентная защита информации налогоплательщика от доступа сторонних пользователей.
Еще одно явное удобство программного продукта } «Такском-Спринтер» - полная интеграция с популярной среди бухгалтеров программой «1С». То есть бухгалтеры могут заполнять формы отчетности в привычном формате - в программе «1С», а потом автоматически выгружать их в «Такском-Спринтер». Кроме того, новые формы отчетности готовятся и тестируются совместно со специалистами 1С.
Новые услуги: передача отчетности в ПФР, оперативная замена ЭЦП. В этом году стало возможным отправлять через систему «Такском-Спринтер» индивидуальные сведения в ПФР. При этом покупать дополнительный программный комплекс специально для сдачи отчетности в Пенсионный фонд не нужно. Пользователи подключаются к дополнительной услуге на базе одной программы.
Результаты массовой сдачи индивидуальных сведений через «Такском-Спринтер» - более 5000 отправок отчетности в ПФР по итогам 2007 года. Правда, первый опыт совместного сотрудничества оператора связи с ПФР в Москве и Подмосковье показал, что со стороны сотрудников фонда применялась усложненная процедура регистрации договоров о переходе на электронную отчетность. В итоге не все желающие смогли отправить декларации в Пенсионный фонд по интернету. В настоящее время компания работает совместно с ПФР над тем, чтобы порядок сдачи отчетности был упрощен.
Еще одна новая услуга, которая недавно была реализована в программе «Такском-Спринтер»,- сопровождение сертификата электронно-цифровой подписи (ЭЦП) абонента. Эта услуга была реализована в ответ на вопросы, поступающие от компаний, которым зачастую требуется внеплановая замена сертификата ЭЦП.
До 2008 года принцип замены сертификата был следующий. Если организации понадобилось, например, чтобы в отчетности стояла электронно-цифровая подпись другого сотрудника (скажем, прежний работник уволился), то приходилось оплачивать замену ЭЦП, затем приезжать в офис оператора для оформления документов и замены сертификата.
Это отнимало много времени. Теперь же у клиентов появилась возможность подписаться на услугу по сопровождению сертификата, что позволяет производить внеплановую замену сертификата оперативно и часто, как это необходимо.
Планы на ближайшее будущее: передача статистической отчетности в полном объеме.
В первых числах апреля у пользователей программы «Такском-Спринтер» в столице появится возможность сдавать по телекоммуникационным каналам связи еще и отчетность в Росстат.