Возможно ли перейти на электронный учёт?
По девятой статье Федерального закона 129 от 21 ноября 1996 «О бухгалтерском учёте», производимые организацией хозяйственные операции надлежит оформить оправдательными документами. Они послужат первичными учётными документами, согласно которым ведётся бухучёт.
Одновременно с этим учётные документы, как первичные, так и сводные, могут быть составлены на электронных носителях. Однако организация должна изготовить за свой счёт копии подобных документов на бумажных носителях для остальных принимающих участие в хозяйственных операциях, и по требованию органов, выполняющих контроль по законодательству РФ, суда и прокуратуры.
Соответственно статье 313 Налогового Кодекса, система налогового учёта формируется налогоплательщиком индивидуально, согласно с принципом последовательности применения правил и норм налогового учета. Другими словами, применяется методически от одного к другому налоговому периоду. Последовательность проведения налогового учета определяется в учетной политике налогоплательщиком для целей налогообложения, утверждаемой надлежащим указанием руководителя. Налоговые органы не имеют права определить для налогоплательщиков неукоснительное соблюдение форм документов налогового учета.
Регистры налогового учёта должны вестись в виде специально разработанных форм на электронных, бумажных или других носителях: статья 314 НК.
Отсюда следует, что документы: первичные, налогового и бухгалтерского учета могут быть составлены в электронном виде. Более того, лица, ответственные за хозяйственные операции и точность их оформления, обладают правом заверить их электронной цифровой подписью. Всё это, безусловно, возможно при следовании условиям, установленным ФЗ № 1 (от 10 января 2002; «Об электронной цифровой подписи»). Cейчас в налоговое законодательство энергично вводятся процедуры электронного документооборота.
Федеральным законом № 229 (27 июля 2010) «О внесении изменений в НК РФ», дополнена статья 80. Теперь расчетом авансового платежа и налоговой декларацией признаётся заявление налогоплательщика в электронном виде составленное и переданное по телекоммуникационным каналам связи (конечно же, с электронной цифровой подписью).
Тем же актом 169-я статья НК дополнена положением, санкционирующим составление счёта-фактуры и его выставление в электронном виде. Порядок этого утверждён приказом № 50Н Минфина (25 марта.2011). Налогоплательщик имеет возможность обменяться с налоговой службой в электронном виде рядом документов, ранее существовавших лишь в бумажном виде.