О компании   Новости
Печать

Переход на машиночитаемые доверенности может стать более комфортным

30 июня 2023

В настоящее время рассматривается во втором чтении законопроект № 216859-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" (в части механизма передоверия участниками финансового рынка полномочий при использовании квалифицированной электронной подписи).

Этот проект поправок может сделать переход к обязательному применению машиночитаемой доверенности (МЧД) более комфортным. Напомним, что с 1 сентября 2023 г. вводится обязательное применение МЧД при подписании электронных документов квалифицированной электронной подписью физического лица.

Переходный период

Проект поправок предусматривает норму, согласно которой после 1 сентября 2023 г. можно будет использовать сертификаты сотрудников, выданные до 31 августа 2023 г. с указанием ИНН компаний. Действительны они будут до окончания переходного периода, который, как предполагается, продлится до 1 сентября 2024 г.

Для хозяйствующих субъектов, у которых много специалистов с сертификатами сотрудников, целесообразно за два ближайших месяца (до 31.08.2023) перевыпустить сертификаты на сотрудников, чтобы тем самым продлить переходный период. Напомним, что такие сертификаты на сотрудников содержат ИНН хозяйствующего субъекта. После 1 сентября 2023 г. выпускать такие сертификаты будет нельзя.

Несмотря на такую возможность, эксперты компании «ОВИОНТ ИНФОРМ» не рекомендуют откладывать внедрение МЧД до конца переходного периода. В ситуации, когда потребуется подключать к ЭДО новых сотрудников и оформлять им электронные подписи, выпустить сертификат будет возможно только на физическое лицо, а применять его – только с МЧД.

Поэтому, несмотря на планируемый переходный период, хозяйствующим субъектам необходимо подготовить свои информационные системы для работы с МЧД, а именно внедрить в эксплуатацию функционал по созданию, администрированию и хранению МЧД, о чем мы подробно писали ранее. Отметим, что возможность подготовить МЧД уже существует в системах Контур.Диадок, Контур.Доверенность и программах Баланс-2W / Баланс-2Н.

Выпуск «длинных» сертификатов

Также, одной из поправок к законопроекту предусматривается возможность обеспечения длительного хранения электронных документов с использованием, так называемых, «длинных» сертификатов. «Длинными» сертификатами называют такие сертификаты, у которых срок действия закрытого ключа является традиционным, т.е. для обычных сертификатов пользователей ЭДО - это 1 год и 3 месяца от даты выдачи сертификата, а срок действия открытого ключа, используемого для проверки электронной подписи, установлен на гораздо больший период, например, до 5 - 15 лет от даты выдачи.

Такие «длинные» сертификаты должны позволить проверять электронную подпись документа, помещенного на хранение, до истечения срока действия открытого ключа без каких-либо дополнительных операций с ними в течение более длительного периода.

Если необходимо, чтобы у хозяйствующего субъекта были более длительные сроки действия сертификатов сотрудников, которые отвечают за архивное хранение, то на них уже сейчас можно получить «длинный» сертификат в аккредитованных Удостоверяющих Центрах (АУЦ).

Другие поправки

Планируются принять поправки по признанию электронной подписи иностранного государства на основании соглашений между хозяйствующими субъектами. Для иностранных компаний предусмотрели возможность выдачи электронных подписей представителям филиалов иностранных компаний в УЦ ФНС. Кроме того, предусмотрено усиление требований к АУЦ в части размера собственных средств и указание на выпуск «длинных» сертификатов.

Архивное хранение

На текущий момент Законопроект № 1173189-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части использования и хранения электронных документов), который предусматривает нормы для обеспечения хранения электронных документов, перевода из бумажного носителя в электронную форму и обратную конвертацию электронных документов, до сих пор находятся в стадии утверждения, они прошли первые чтения и готовятся поправки ко второму чтению.

Однако активное применение электронного документооборота (ЭДО) приводит к большому количеству электронных документов, хранение которых необходимо организовывать уже сейчас.

Поэтому вопрос организации долговременного хранения электронных документов неоднократно обсуждался в экспертном сообществе, в том числе и в рамках такого мероприятия, как «Форум ЭДО» в 2022 и в 2023 гг., например, Кирюшкиным С.А. (ГАЗИНФОРМСЕРВИС), Никитиной Н.Б. (СКБ Контур), Смирновым П.В. (КРИПТО-ПРО), Безбородовым А.Е. (Фирма «1С») и другими экспертами.

По мнению экспертов Ассоциация РОСЭУ, участником которой является и «ОВИОНТ ИНФОРМ», на сегодняшний день, есть два подхода к организации долговременного хранения электронных документов:

  • использование "усовершенствованных" электронных подписей формата CAdES-E-A. Этот подход применяется, например, в системе КриптоПро.Архив компании КРИПТО-ПРО;
  • использование квитанции доверенной третьей стороны (DVC квитанция). Такой подход применён в службе Litoria DVCS компании ГАЗИНФОРМСЕРВИС.

Организовать такое хранение файлов электронных документов можно в программе «Баланс-2: Файловый архив электронных документов», где есть возможность проверить валидность электронных подписей и целостность комплектов файлов документов отчётности и служебных «квитанций» документооборота хозяйствующих субъектов с контролирующими органами (B2G документов), а также B2B документов.

Кроме того, специализированное приложение к системе Диадок «Баланс-2: Клиент ЭДО» позволяет создавать и вести единый архив электронных документов B2B в базе данных, размещенной на компьютере или сервере заказчика.

Отметим также возможности сервисов экосистемы СКБ Контур, сервисным центром которого является «ОВИОНТ ИНФОРМ» - Контур.Доверенность и Контур.Архив, решающих определённые прикладные задачи ЭДО и архивного хранения документов.

К списку новостей

Интернет-магазин


www.store.oviont.ru
Интернет-магазин программного обеспечения и услуг.


Телефон: +7 (495) 411-79-69

м. Дмитровская


Адрес: ул. Тимирязевская, д. 4/12

Схема проезда
Время работы: пн-пт 9:30 - 18:30
Телефон: +7 (495) 1-27-28-29
E-mail:
Способы оплаты: наличный и безналичный расчет

м. Маяковская


Адрес: 1-й Тверской–Ямской пер., дом 11.

Схема проезда
Время работы: пн-пт 9:30 - 18:30
Телефон: +7 (495) 1-27-28-29
E-mail:
Способы оплаты: наличный и безналичный расчет