Перспективы электронных счетов-фактур в России
Еще с десяток лет назад казалось практически невозможным передавать бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации и другие документы в электронном виде. Представить себе, что компании начнут осуществлять обмен счетами-фактурами в электронной форме, было практически невозможно. Тем не менее, на сегодняшний день подавляющее число российских компаний не только осваивают эти технологии, но и с нетерпением ждут принятия нормативных актов, которые позволят полноценно воспользоваться преимуществом электронных счетов-фактур (ЭСФ). Что вполне естественно, ведь внедрение ЭСФ значительно повысит эффективность деятельности организации, позволит предприятиям сократить свои затраты и время и обеспечит оперативную работу с документами, сэкономит расход материалов предприятия, а так же рабочее время сотрудников.
Так что же на практике может предложить внедрение ЭСФ? Для наглядности обратимся к статистике. В Европейских странах отмечаются следующие тенденции при использовании ЭСФ:
Сокращение затрат на обработку счетов | от 30% до 60% |
Уменьшение времени на обработку | около 65% |
Повышение скорости получения платежей | от 15% до 59% |
Сокращение должностей, занятых в обработке документов | от 25% до 40% |
Что касается России, то нужно отметить, что на протяжении вот уже нескольких лет решается вопрос о введении ЭСФ. Было реализовано несколько пилотных проектов по внедрению ЭСФ, результаты которых были положительными, что лишний раз подтвердило необходимость внедрения в практику электронного взаимодействия.
Отметим несколько пилотных проектов по внедрению ЭСФ.
- Пилотный проект, связанный с внедрением ЭСФ, который реализовывался в связи с поручением Правительства РФ от 11 ноября 2008 года ( № КА-П13-6752) Минфину РФ и ФНС РФ в Москве в 2009 г.
- Пилотный проект, связанный с внедрением ЭСФ, реализовывался в рамках поручения Правительства РФ от 11.11.2008 № КА-П13-6752 Минфину РФ и ФНС РФ в Москве в 2009 г.
- В 2009 –2010 годах был реализован еще один пилотный проект внедрения системы ЭСФ. (Metro Cash&Carry , Kraft Foods и СКБ Контур).
- В 2011 году запущены еще несколько крупных проектов внедрения в практику ЭСФ. В том числе проекты в компаниях «Нестле Россия» и Сети супермаркетов Billa.
Надо отметить, что ЭСФ будет не только полностью соответствовать СФ на бумаге, но и иметь соответствующую юридическую силу.
Так что же будет необходимо для того, чтоб ЭСФ имел юридическую силу?
Во-первых, нужно будет оформить его согласно Налоговому кодексу и Постановлениям правительства.
Во-вторых, подписать электронной подписью, которая, в свою очередь, позволяет не только достоверно установить подписанта, но и обеспечить сохранность и неизменность информации.
В соответствии с законом РФ №63-ФЗ и ФЗ "Об электронной подписи " от 6 Апреля 2011 г. существует три вида электронных подписей (ЭП):
- Простая - подпись, которая с помощью использования паролей, кодов или других средств, подтверждает факт своего формирования определенным лицом (п. 2 ст. 5 63-ФЗ). И содержится в самом документе.
- Усиленная неквалифицированная. Эта подпись получается в результате специальных криптографических преобразований информации, в которых используется ключ электронной подписи. Такая подпись, в принципе, позволяет идентифицировать лицо, подписавшее данный электронный документ, а также обнаружить факт несанкционированных изменений документа
- Усиленная квалифицированная. Данный тип ЭП содержит все признаки неквалифицированной ЭП, при этом ключ проверки квалифицированной ЭП указан в квалифицированном сертификате. При создании данного типа ЭП необходимо использовать средства, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом. Эта подпись является аналогом электронной цифровой подписи (ЭЦП).
В статье 169 НК РФ прописано, что счет-фактура может быть сформирован как на бумаге, так и в электронной форме. При выставлении счетов-фактур в электронном виде, они должны быть подписаны ЭП руководителя организации или иных уполномоченный лиц.
Условия признания юридической равнозначности ЭЦП и рукописной подписи перечисляются в Федеральном законе №1 от 10.01.2002г. «Об электронной цифровой подписи» и в Федеральном законе №63-ФЗ от 06.04.2011г. «Об электронной подписи».
Согласно Федеральному закону №63-ФЗ: документ, подписанный усиленной квалифицированной подписью, признается юридически равнозначным бумажному документу, подписанному собственноручно. Исключение составляют случаи, когда существуют нормативно-правовые акты с требованием, что документ должен быть составлен на бумаге.
Юридическая равнозначность документа с простой или неквалифицированной подписью признается в соответствии с нормативными актами или соглашением сторон.
Новая редакция Федерального закона №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете» предоставляет организациям возможность передавать и хранить первичные и сводные документы не только на бумажных, но и на машинных носителях. Правда, оговаривается, что если документы хранятся в электронном виде, то по требованию контролирующих органов или других участников финансово-хозяйственных операций, организация должна изготовлять их копии на бумажных носителях.
Процедуры получения и выставления ЭСФ утверждены Приказом Минфин от 25.04.2011 №50н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи».
Приказе от 25 апреля 2011 № 50н четко прописано, что ЭСФ передаются только через специализированного оператора связи. Передача ЭСФ иными способами является незаконной.
Операторами электронного документооборота являются организации, предоставляющие услуги по обмену информацией в рамках обмена электронными документами. Представителем крупнейшего оператора в России СКБ Контур является компания ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ», представляющая систему «Диадок», а также интегрированные с ней SetUp-программы, программного комплекса «Баланс-2».
Выбирая Оператора, организация присоединяется к его Регламенту, в котором прописаны правила работы участников электронного документооборота. Для участия в обмене, компании необходимо приобрести сертификат электронной подписи в Удостоверяющем центре.
Как уже было сказано, электронная подпись позволяет достоверно установить подписанта, в ее сертификате указывается ФИО и место работы. Для сотрудников, которые будут уполномочены подписывать документы электронной подписью, должны быть приобретены соответствующие сертификаты. Что же касается обмена ЭСФ с ИФНС и судами, то важно отметить, что переданные и полученные ЭСФ организация по требованию инспекторов, обязана предъявлять в налоговую инспекцию.
Налогоплательщик может также представлять электронные документы на бумаге в виде заверенных копий. Инспектор обязан принять электронный документ с электронной подписью, если документ соответствует формату и передан согласно утвержденным регламентам.
ЭСФ также могут быть представлены в суды, согласно статье 75 Арбитражного процессуального кодекса, в которой прописано, что электронные документы приравниваются к письменным доказательствам.
В нашем законодательстве необходимы существенные изменения для легального обмена ЭСФ. К сожалению, на сегодняшний день не утверждены форматы и правила передачи ЭСФ, хотя нельзя не отметить, что в этом направлении сделано уже не мало.
Как должен будет происходить процесс обмена ЭСФ, и что для этого необходимо, мы разберем в дальнейших наших материалах.