О компании   Новости
Печать

ФНС ждет экспертные заключения на порядок электронного документооборота с банками

01 сентября 2010

На официальном сайте ФНС России размещен проект приказа «Об утверждении порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

В проекте приказа речь идет о направлении в электронном виде в банки следующих документов:

  • требование об уплате налога;
  • запросы о предоставлении справки о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счете, о предоставлении выписки по операциям на счете;
  • требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Соответственно банки в ответ на запросы представляют справки и выписки.

Предполагается, что в документообороте будут задействованы целых 4 стороны: не только налоговые инспекции и банки, в которых открыты счета налогоплательщиков, но и МИ ФНС России по ЦОД, а также Банк России в лице его Уполномоченного подразделения и территориальных учреждений. Для получения и предоставления документов в электронном виде банки должны будут заключить соглашения с Банком России. Процедура предоставления запросов и направления ответов в электронном виде представлена на схеме.

доставления документов в электронном виде банки должны будут заключить соглашения с Банком России

На сегодняшний день процедура осуществления запросов у банков информации о лицевом счете налогоплательщика и предоставления ответных документов осуществляется в бумажном виде. Однако, изменения, внесенные в НК РФ законом от 27 июля 2010г. №229-ФЗ, обяжут налоговые органы направлять банку в электронном виде требования о перечислении налога (ст. 60 НК РФ), а вот банки будут обязаны в электронном виде сообщать об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков (п.5, 7 ст. 76 НК РФ).

По новым правилам налоговые органы будут формировать запрос на документ в электронном виде и направлять их в ЦОД, который, их будет зашифровывать и направлять Уполномоченному подразделению Банка России. Оно передаст пакет в соответствующие территориальные учреждения Банка России, от которых банки или их филиалы получат зашифрованный пакет. После формирования банками документов (справок, выписок) они направляются в обратном порядке.

После ознакомления с проектом приказа возникает ряд вопросов, главный из которых – как это скажется на негосударственных участниках этого процесса – налогоплательщиках и банках, в которых у них открыты счета? Конечно, процесс документооборота не придется запускать «с нуля», ведь он уже и сегодня существует на бумаге. Даже имеется часть некоторого программного обеспечения для банков под названием «БАНКСЧЕТА», выпущенного ГНИВЦ ФНС России, для формирования банками в электронном виде сообщений об открытии, закрытии счета, изменении реквизитов счета. Программное обеспечение для направления запросов в банки и получения справок и выписок придется в любом случае разрабатывать (или дорабатывать имеющееся). Будет ли данное ПО бесплатным или коммерческим (как сейчас «БАНКСЧЕТА»)? Пока что вопросов больше чем ответов.

Будем дожидаться утверждения регламента взаимодействия ЦОДа и Уполномоченного подразделения Банка России. А пока предлагаем рассмотреть график передачи и приема сообщений, согласно которому сообщения в ЦОД, в Уполномоченное подразделение Банка России, а также в ТУ Банка России отправляются и поступают по рабочим дням с 9 до 17 (в пт.- до 16 часов), а банки будут осуществлять получение сообщений от ТУ Банка России не одного раза в каждый из следующих периодов по местному времени:

  • с 9 до 12 часов;
  • с 12 до 14 часов;
  • с 14 до 16 часов.

Таким образом, банкам придется трижды в день в автоматическом или полуавтоматическом режиме определять, поступили ли от налоговой запросы на справки и выписки, формировать запрошенные документы и отправлять их получателю. Учитывая количество участников данной процедуры, а также обязанность по совместной ФНС и Банка России разработке регламента взаимодействия ожидать внедрения можно не ранее 2012г., что, впрочем, укладывается в президентскую программу перевода государственных учреждений страны полностью на электронный документооборот к 2015г.

К списку новостей

Интернет-магазин


www.store.oviont.ru
Интернет-магазин программного обеспечения и услуг.


Телефон: +7 (495) 411-79-69

м. Дмитровская


Адрес: ул. Тимирязевская, д. 4/12

Схема проезда
Время работы: пн-пт 9:30 - 18:30
Телефон: +7 (495) 1-27-28-29
E-mail:
Способы оплаты: наличный и безналичный расчет

м. Маяковская


Адрес: 1-й Тверской–Ямской пер., дом 11.

Схема проезда
Время работы: пн-пт 9:30 - 18:30
Телефон: +7 (495) 1-27-28-29
E-mail:
Способы оплаты: наличный и безналичный расчет