Как ответить в электронном виде на требование, поступившее из ФНС
Все чаще ФНС стало просить налогоплательщиков отвечать на требования о представлении документов (информации) в электронном виде. Для самих налогоплательщиков подготовка и отправка в ФНС таких ответов - это всегда стресс, и здесь очень важно всё сделать правильно и своевременно.
В своих действиях налогоплательщик должен руководствоваться Приказом ФНС России №ММВ-7-2/168@ от 17.02.2011 (в редакции от 07.11.2011). Согласно этому приказу налогоплательщик при получении требования о представлении документов обязан в течение одного рабочего дня с момента его получения сформировать квитанцию о приеме, подписать ее электронной подписью и направить в налоговый орган. В случае если имеются основания для отказа в приеме присланного Требования о представлении документов, налогоплательщик должен сформировать уведомление об отказе в приеме, также подписать его электронной подписью и направить в налоговый орган.
На следующем этапе необходимо представить в ФНС истребованный документ/документы. Напомним, что сроки представления истребованных документов определены Налоговым Кодексом ст.93.1 п.5. Затребованные документы должны быть представлены в ФНС в течение 5 рабочих дней с момента получения налогоплательщиком требования.
Документы, представляемые в ФНС в электронном виде в ответ на требование, могут быть двух типов: формализованные и неформализованные. Формализованные документы предоставляются в виде файлов формата XML. К таким документам относятся:
- Счет-фактура;
- Журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
- Корректировочный счет-фактура;
- Книга покупок;
- Книга продаж;
- Дополнительный лист Книги покупок;
- Дополнительный лист Книги продаж;
- Акт приемки-сдачи работ (услуг);
- Товарная накладная (ТОРГ-12).
Если вышеперечисленные документы существуют только в бумажном виде, то их можно предоставлять как неформализованные в виде их скан копий. Для чего их необходимо отсканировать и сохранить в файле одного из разрешённых к передаче форматов - tif , jpg, pdf, png.
Также к неформализованным документам относятся все остальные документы, которые также предоставляются в виде файлов в форматах tif , jpg, pdf, pgn.
Подготовленные документы можно сразу подгружать в ответ на требование в сервисе Контур-Экстерн. С подробной инструкцией как это сделать можно ознакомиться на сайте нашего партнёра – компании СКБ Контур www.kontur-extern.ru/support/faq/41/492 или в следующей видеоинструкции
Однако такая передача документов на сервис Контур-Экстерн бывает не всегда удобна, особенно в том случае, когда запрашивается сразу много документов. Поэтому при подготовке к отправке большого количества документов мы рекомендуем сначала подготовить на своем компьютере архив истребованных документов с описью в соответствии с требованиями системы Контур-Экстерн (см. www.kontur-extern.ru/support/faq/41/607), а потом загрузить такой архивный файл в систему Контур-Экстерн для отправки.
Удобно подготовить опись документов и сформировать такой архивный файл с документами на своем компьютере можно в программе Баланс-2W.
При получении от налогоплательщика требуемых документов по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган в течение 1 рабочего дня формирует квитанцию о приеме и с электронной подписью уполномоченного лица налогового органа отправляет её налогоплательщику. Наличие у налогоплательщика данной квитанции свидетельствует о выполнении им своих обязательств по присланному требованию о предоставлении документов.
В случае отказа в приеме отправленных по требованию документов налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме. В этом случае налогоплательщик должен устранить ошибки, приведшие к отказу в приёме со стороны ФНС и повторить процедуру отправления документов снова.