Электронные документы для налогового и бухгалтерского учета и отчетности должны сопровождаться усиленной квалифицированной электронной подписью
С августа 2012 года вступила в силу поправка, внесенная в налоговый кодекс России Законом РФ №97-ФЗ от 29 июня 2012 г., в которой уточняется вид электронной подписи для электронного счёта-фактуры.
Формально возможность обмена документами в электронном виде «по соглашению сторон» была введена около шести лет назад. Затем, в июле 2010 г., законодательно установлена возможность выставления в электронном виде счетов-фактур, которые должны заверяться электронной подписью. Далее процесс набирал обороты и в 2012 году для электронных счетов-фактур ФНС России были установлены требования к форматам файлов этих электронных документов. В этом же году были определены рекомендуемые ФНС России форматы для обмена электронными актами сдачи работ и товарными накладными.
Вышеуказанные изменения в НК для обмена электронными счетами-фактурами вместо понятия «электронного вида» вводят понятие «электронной формы». Что должно подчёркивать тот факт, что обмен электронными документами осуществляется в установленных форматах.
Так же понятие "электронной цифровой подписи" заменено в НК на понятие "усиленной квалифицированной электронной подписи". До текущего момента для заверения первичных электронных документов для бухгалтерского и налогового учета могла использоваться и простая электронно-цифровая подпись, поскольку ранее не были определены области применения различных ее видов. Напомним, что статьей 5 Закона № 63-ФЗ "Об электронной подписи" допускаются 3 вида электронной подписи: простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись. Теперь, в соответствии с требованиями законодательства, для заверения электронных документов при исполнении налогоплательщиком своих обязанностей в соответствии с НК необходимо использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: На сегодня усиленная квалифицированная электронная подпись обеспечивает высокую степень (уровень)защищённости электронной подписи в нашей стране. А её использование является надежным методом защиты электронных документов от подделки.
Таким образом, предприятия-налогоплательщики, использующие усиленную квалифицированную подпись, получат серьёзную гарантию от рисков, в том числе и при возврате НДС. Ведь значительная доля споров по НДС происходит из-за того, что счета-фактуры иногда заверяются не директором. В случае применения усиленной электронной подписи подобная вероятность полностью исключается.
Усиленная квалифицированная электронная подпись уже активно используется и при сдаче отчетности в контролирующие органы, и на электронных торгах, главным образом, при госзакупках, а также аукционах. Такие усиленные квалифицированные электронные подписи удостоверены сертификатами аккредитованного удостоверяющего центра, а электронные документы, подписанные ими, во всех случаях эквивалентны «бумажному» документу с подписью владельца.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Сертификат ключа электронной подписи изготавливается по заявлению его будущего обладателя. Один экземпляр этого сертификата получает владелец, а другие могут храниться как в удостоверяющем центре, выдавшем его, так и быть зарегистрированы в информационных системах, обеспечивающих обмен электронными документами. Стоимость изготовления сертификата ключа ЭП для коммерческих организаций или ИП колеблется от 1,5 до 14-ти тысяч рублей в зависимости от УЦ и его области применения. ☆★